Опять про ВНО по математике

Я хотел бы поздравить украинскую школьную математику с маленьким шагом в пропасть для чиновников от образования и с большим скачком в бездну невежества и безграмотности для всего школьного математического образования. Все дело в опубликованных демонстрационных вариантах теста ЗНО 2021 с расширенным, а по сути, с полным перечнем всех формул из математики в качестве “справочного материала”. Столетиями формула для точных наук ( математика, физика, химия) была святая святых, сакральным средоточием откровенных научных знаний, концентратом человеческой мысли, высшим уровнем абстрактного мышления ( в математике это цепочка “число-переменная-формула”), воплощением непрерывного восхождения человеческого логоса от конкретного к общему и от простого к сложному. Последние два-три столетия именно красота, простота и изящество математических формул служит подтверждением их истинности и непостижимой познавательной силы. Заучивание формул и их вывод это не механический процесс выучивания простых бытовых вещей - стихотворения по литературе или номера телефона соседа по парте. Это формальная память, это личностное знание, а не манипуляционное. Это очень тонкая и чувствительная часть человеческого сознания, “музыка сфер”, о которой говорили древние почитатели математики. И это действительно так; понимать и ощущать математику без формул это то же самое, что слушать музыку без мелодии - сплошная какакафония и набор беспорядочных звуков - без гармонии, без Истины, без Бога. А что говорить о методике, как теперь заставить ученика учить или выводить формулы, вообще что-то учить, если в любой момент манипуляторы, бюрократы и невежды от образования могут подкинуть ему новую порцию справочного материала в любом объеме и в любом качестве. Ученик становится объектом манипуляции, когда ему представляют такой справочный материал, его задача сводится не к активному познанию, а к пассивному воспроизводству готовых схем, выбранных из очень ограниченного числа возможностей. Это больше похоже уже не на обучение, а на дрессуру, натаскивание по очень узкому коридору возможностей и навыков. Это. - образовательный конвейер самого низкого качества.
Что получают инициаторы: резкий всплеск успеваемости в год математики, это безусловно. Хорошие показатели ЗНО, хороший средний балл, конкурс в ВУЗ, себе почет и уважение - без капиталовложений, без перестройки методики и дидактики, без обновления школы. Все сразу за один раз, всего лишь избавив ученика от тяжёлой обязанности учить формулы, сделав из него снова послушного ребенка, сидящего на берегу моря и играющего непонятными цветными камешками-формулами, на берегу неведомого отныне для него океана знаний ( это парафраз Галилея).

2 Вподобання